• Режиссер: Наталья Пьянкова.
  • В ролях: Елена Майорова, Олег Фомин, Глеб Сальников, Олег Васильков, Мария Гангус, Сергей Виноградов.
  • Время 1 час 30 мин.
  • Киностудия им. Горького.
Фильм Странное время

Второй фильм Натальи Пьянковой заставляет задаться вопросом: может ли искренность неофита стать приемом? Судя по всему, да. Четыре года назад дотошно воссозданная полудомашняя атмосфера «квартирника» составила львиную долю успеха ее дебютного фильма «С Новым годом, Москва!» Эта же атмосфера перекочевала в новую картину.

Хотя новелльная структура, если следовать канонам жанра, все же требует большего разнообразия и прихотливости в манере повествования. Отчасти поэтому «Странное время» выглядит скорее странным варевом.

Фильм весь соткан из милых банальностей. Это три новеллы, три мелодрамки, в которых два героя и героиня рассказывают о любовных происшествиях, ошеломляющих когда-то самих рассказчиков. Обычно такие истории заставляют предполагаемого слушателя (вернее, зрителя) вежливо скучать.

Понимая это, авторы дополнили эстетику «жизни врасплох» цитатами из Кастанеды, Экклезиаста и Лао-Цзы и завершили все гигантской фреской, где поляна в Ботаническом саду, заполненная отважными актерами-нудистами, изображает сад, естественно, эдемский. Иначе говоря, нам немного навязчиво дают понять, каким образом тривиальное становится метафизикой.

Парадоксальным образом неожиданная техническая накладка сделала первую новеллу самой стильной: один актер (Глеб Сошников) сменил другого (Сергей Виноградов), выпавшего из съемок, и получилось действительно странное раздвоение персонажа. Рассказчик то и дело подменяет героя, девушка называет обоих то Лешей, то Сашей, и из всех этих несовпадений возникает настоящая магия странности в простой бытовой зарисовке.

Вторая новелла — о витальной молодой жене (Мария Гангус), которая недовольна пресной обыденностью супружеских отношений и оживляет их участием соседской пары. А завершает фильм история любовного фиаско присоединившейся к двум героям-рассказчикам подруги (Елена Майорова).

Кадр из фильма Странное время

В «Странном времени» есть трогательное ощущение подлинной жизни, которая всегда мечтает быть приукрашено искусством. Авторы фильма сделали крупную ставку именно на это сложное сочетание — жизнь в зеркале искусства — и не прогадали: фильм получился невероятно обаятельным при всего лишь некотором несовершенстве.