- Режиссер Вячеслав Криштофович.
- В ролях: Александр Лазарев, Анжелика Неволина, Елена Корикова, Татьяна Кривицкая.
- Время 1 час 40 мин. Министерство культуры и искусств Украины.
Этот фильм интересно смотреть и еще более интересно пересказывать. И не беда, что сюжетный ход заставляет вспомнить слишком уж длинный ряд имен – от Толстого до Антониони.
Анатолий, безработный переводчик (Александр Лазарев-младший), проводит дни, названивая по газетным объявлениям в поисках заработка. Его жена (Анжелика Неволина), преуспевающая в некоей фирме, заводит в это время роман с коллегой, не обремененным финансовыми проблемами.
Мучаясь ревностью, Анатолий делится своими бедами со школьным другом, который подсказывает ему весьма современный выход из положения – заказать убийство соперника. Однако вместо фотографии любовника жены Анатолий неожиданно вкладывает в конверт для киллера собственное фото. Правда, совершив столь романтический шаг, герой тут же понимает, что легкость бытия для него на самом деле вовсе не так уж невыносима. И начинает игру со смертью: снова заказывает убийство — на этот раз собственного убийцы. И даже успешно помогает второму киллеру избавить себя от первого.
Дальше криминальный сюжет круто поворачивает в сторону экзистенциальной проблемы – выбор чужой судьбы взамен собственной. Анатолий пытается выполнить по-своему обязательства убитого киллера и знакомится с его вдовой (Елена Корикова), которая не скрывает, что видит в нем равноценную замену погибшему мужу.
В финале герой, как бы символизируя перемену участи, надевает домашние шлепанцы покойника, чей маленький сын тут же трогательно называет его папой.
Увы, режиссеру только в конце картины хватило иронии по отношению и к истории, и к герою. А жаль. При таком подходе к сюжету этот фильм вполне мог бы называться «Профессия: живой труп», используя все выгоды игры с литературными и кинематографическими клише.
Однако безусловно обаятельный исполнитель главной роли слишком старательно, с явным театральным нажимом изображает аутсайдера, не вписавшегося в собственную жизнь. Это не дает возможности до конца поверить ни в трагическую серьезность такой игры, ни в ее ироничную отстраненность.
Как это ни парадоксально, но в стилистике фильма куда более органично выглядит отнюдь не герой, а пресловутые шлепанцы.